автор-редактор:проф. И.Г. Моргенштерн
Издаётся с декабря 2004 года



выпуски:
2004 год:
1, 2, 3, 4,
2005 год:
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46,
2006 год:
47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90,
2007 год:
91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133,
2008 год:
134, 135, 136,

№15. САЙТ: КАКОВ СТИМУЛ ВЕДЕНИЯ? ... (22.03.05)

Относительно регулярное ознакомление с сайтами библиотек и вузов культуры побуждает сделать вывод: организаторы сайтов часто за ними не следят. Об этом свидетельствуют не только редкое обновление содержание, но и равнодушие к датам. Объявленные мероприятия давно состоялись, между тем о них сообщается как о предстоящих. На это обратил внимание и Я.В. Болдырев. В статье "Интернет-представительство вуза (Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2003. № 2. С. 142-145) он отмечает, что сайты не эффективны, поскольку информационно не обновляются. Возникает естественный вопрос: почему? Отсутствует веб-мастер? Или отсутствует стимул ведения? Организовать сайт - модно, престижно, а дальше?

Вижу две реальные причины плохого ведения сайта. Первая: отсутствие информационного сознания, то есть понимания, что кому-то действительно нужна представленная на сайте и своевременно обновляемая информация. Ведь администратору сайта и сотрудникам, предоставившим исходную информацию, она известна и потому не нужна. Вторая: отсутствие настойчивости в сборе информации для сайта. На страницах развитого сайта представлена информация от десятков подразделений организации. Именно их руководители обязаны актуализировать информацию. Но действует первая причина. Все вышесказанное в полной мере относится и к сайтам библиотек. Но ведь неизбежно приближается время, когда по качеству ведения сайта (не только по дизайну) будут судить об уровне деятельности библиотеки, ее ресурсах.

Комментарии

Для того чтобы сайт библиотеки был "живым" и дееспособным, своевременно пополнялся новой информацией, необходимо с первых дней существования включить его в функциональную структуру библиотеки. Другими словами, сайтом нужно управлять, иначе он "повиснет в воздухе". Сошлюсь на опыт Российской государственной библиотеки. В РГБ действует не только специализированный Отдел поддержки и развития Web-сайта (что можно признать рациональным только для крупных библиотек), но и Редакционный совет Web-сайта, возглавляемый директором по научной и издательской деятельности. В составе Совета входят представители администрации, научных и функциональных подразделений, Центра информационных технологий. Деятельность Совета носит регулярный характер. В план работы Совета на 2005 г. включены актуальные вопросы работы сайта, требующие коллегиального обсуждения: общая концепция сайта, реконструкция сайта, размещение материалов и др. Обсуждение проходит в атмосфере общей заинтересованности, в динамичном режиме. Уже сама возможность представить свою идею, касающуюся развития сайта, на суд коллег, служит стимулом для её дальнейшего продвижения и реализации.

По единодушному мнению членов Совета, сайт РГБ должен способствовать повышению качества библиотечно-информационного обслуживания, поэтому очень важно уметь видеть проблемы сайта глазами пользователей, в том числе с помощью проведения периодического анкетирования целевой аудитории сайта, которая неоднородна по своему составу (читатели, профессионалы-библиотекари, представители СМИ). Анкетирование позволяет максимально учесть интересы всех пользователей.

Что касается руководителей подразделений, то их заинтересованность в поддержке сайтов "второго уровня" должна быть "осознанной необходимостью". Сайт - это не только информационный ресурс, это ещё и инструмент управления, позволяющий стимулировать развитие основных функций библиотеки и формировать её имидж.

М.Ю. Нещерет, заведующая Отделом
справочно-библиографического обслуживания
Российской государственной библиотеки( г. Москва)